Вид на Пиц Линард с подъема на Муртарёль

Вид на Пиц Линард с подъема на в. Муртарёль

8 октября 2004 г.

Переезд в Цернец из аэропорта Цюриха занял примерно три с половиной часа. В этот раз я опять поселился в гостинице Филли. Номер мне дали в новой части гостиницы (в том же здании, где расположен и магазин от пекарни). Номер оказался мало того что двухместным по цене одноместного, так еще и «двухэтажным»: на второй этаж «а-ля полати» вела деревянная лестница. Прикольно. :-)

Уточнил, что завтрак в гостинице начинается с 7:00 (когда мало постояльцев, то с 7:30) и продолжается до 9:30. Такое время, учитывая уже поздние рассветы, меня вполне устраивало. Что огорчало, так это обилие мух в гостинице, так же, как и в прошлом году. Видимо, в следующий раз надо будет попробовать жить в другом отеле.

Бросив вещи в гостинице, прогулялся до офиса Национального парка. В этот раз почти не получил никакой новой информации. Единственное, мне рассказали, что олени ушли из верхней части долин вниз, в зону леса. Это немного огорчало. Значит, шансов для их фотосъемки станет гораздо меньше. Купил традиционные подарки (футболки и ножики с символикой Национального парка). А потом отправился по магазинам (COOP и спортивные магазины). В итоге закупил продукты на завтра и мазилки от солнца (хотя погода и была не очень понятная).

Выяснил, что карта Национального парка, которую я отсканировал и засунул в свой карманный компьютер (PDA) с GPS, привязана неточно. Ошибка составляла порядка 50 м. То ли карта изначально неточная, то ли я ее плохо привязал. Но, все равно, карта с GPS – это удобно. Но перелет и нервотрёпка меня все-таки подкосили, и у меня совсем «поехала крыша». Так что я наелся таблеток от головной боли и отправился спать, с радужными надеждами на завтрашний день.

9.10.2004

Валь Трупчун

Начать прогулки по Национальному парку я решил с милой долины Валь Трупчун. Быстро позавтракав, я на поезде 8:07 отправился в С-чанф. Что радовало, так это то, что, несмотря на выходной день, туристов было пока довольно мало. С поезда я сошел в гордом одиночестве. Погода была облачная, но почти без ветра. Лиственницы уже пожелтели. Лес здесь смешанный: швейцарская каменная сосна (Pinus cembra), лиственница, а выше по склонам – горная сосна. Пошел я, уже традиционно, по верхней тропе. Лес встретил обилием черных и бурых белок.

Некоторые их них не убегали и прятались, а с любопытством выглядывали из-за стволов деревьев.

К сожалению, оказалось, что в долине я не один: снизу, от автостоянки шло несколько групп туристов. Пришлось прибавить темп, чтобы оторваться от них.

В одиночестве я дошел до верхней части долины. Река Ова да Трупчун (Ova da Trupchun) в это время течет слабым ручейком, ничем не напоминая мощный весенний поток.

Но вот и поляны, на которых резвились сурки. Но сейчас, похоже, они уже все спят. :-(

Зато в верхней части склона напротив хижины Альп Трупчун ходит одинокий олень, периодически оглашая окрестности трубным ревом. Видимо, это еще молодой самец, не сумевший завоевать расположение противоположного пола.

Решил осуществить нашу прошлогоднюю задумку, и все-таки подняться на перевал Fuorcla Trupchun (2782) между вершинами Piz Saliente (3048) и Piz Trupchun (2941) на границе с Италией.

Пока поднимался по тропе, на склонах слева по ходу видел множество ибексов (горных козлов). Двое из них чего-то не поделили, и минут двадцать развлекали меня настоящим сражением. Позабавили меня их «техника бодания»: один встает в оборонительную позу, выставив рога, а другой поднимается на задние ноги, и с размаху падает на них своими рогами. Задача – сбить противника с ног. Но если соперник не станет ждать, пока на него упадут, а просто сделает шаг в сторону, то у нападающего появляется замечательный шанс промахнувшись покатиться вниз по склону. Через некоторое время он поднимается. И все повторяется по новой. Что характерно, видимо, у этих баранов есть строгая последовательность кто на кого должен нападать. :-)

Чуть выше меня некоторое время сопровождала забавная птичка (как мне потом разъяснили, это вроде бы был дрозд деряба (Turdus viscivorus)). Она скакала по тропе впереди меня, будто бы указывая дорогу. Но вот я прошел то место, где в прошлый раз мы с моей спутницей остановились. Еще примерно 15 минут подъема по мерзкой мелкой осыпи, едущей под ногами, и я на седловине перевала. Ура! На той стороне видна Италия. Ничего интересного. :-)

На перевале у закрытой хижины пообедал, а то уже «завод заканчивался».

Пока обедал, ко мне на расстояние примерно 5 метров подошла группа ибексов. Пришлось их немного пофотографировать.

Ибекс на границе с Италией

Но погода постепенно портилась, и я отправился в обратный путь. На спуске встретил троих натуралистов. Добрые люди показали мне в бинокль «бартгаера» (бородача-ягнятника), который сидел на противоположном склоне ущелья. Без сильного бинокля эту крупную птицу практически невозможно было разглядеть - она сливалась с осыпью. Только кусочек оранжевого оперения его демаскировал. Но даже в мой телеобъектив он получился только малюсеньким пятном.

Ниже в долине издалека видел еще одного оленя-одиночку. Но был он слишком далеко, не сфотографируешь.

В общем, славно погулял. К вечеру плотно натащило облака.

Делать было уже нечего, стемнело. И я отправился ужинать. В итоге поужинал в ресторане отеля Беттини (в своей гостинице минут пять прождал официанта, и ушел, так и не дождавшись).

День прошел хорошо.

10.10.2004

Сольо (Soglio) и Паркплац 1

Утро не порадовало: над горами висели плотные облака, моросил противный дождь.

В попытке сбежать от плохой погоды я отправился в Сольо. Но и в Сольо меня поджидал дождь и туман.

Так что я погулял пару часов под дождем по Панорама Вег. Как только вышел из деревни, на тропинке мне попалась здоровенная альпийская саламандра. Черная, с желтыми пятнами. Она вылезла на тропу так неожиданно, что я даже не успел её сфотографировать. А позировать мне она не захотела и сбежала в кусты.

Но это был не последняя саламандра в этот день. Всего я видел их пять штук, и некоторые из них были вполне настроены позировать. Кроме саламандр немного поснимал пейзажи и окрестные деревья: каштаны, дуб и боярышник.

Дождь периодически ослабевал, но полностью кончаться так и не хотел. Долина была затянута облаками и туманом.

Так что из Сольо я вернулся в Цернец.

Погода вроде бы стала чуть получше, поэтому я решил еще погулять по Национальному парку, и проехал на автобусе до Паркплац 1. Отсюда я пошел в Иль Фуорн по маршруту № 13. Сразу же начался сильный дождь. Это не располагало к неспешным прогулкам, поэтому я прошел маршрут примерно за полтора часа. Раньше там проходила дорога через перевал - тропа просто ломовая. В хорошую погоду на опушках, через которые идет путь, должны пастись серны и олени. Но они же не бестолковые, чтобы в дождь скакать. Недалеко от Иль Фуорна сохранилась старинная углежогная печь. Напоминание о тех временах, когда Швейцария была бедной страной, и основной доход ее гражданам приносили не туризм и точная механика, а тяжелая работа в горах. А дождь все не кончался. Так что я добрался до Иль Фуорна, и на автобусе вернулся в Цернец.

11.10.2004

Муртарёль. Буффалора – Альп Штабельчод – Паркплац 8

С утра долина была затянута туманом. Поэтому я решил далеко не ходить, а прогуляться по новому маршруту. Так что мой путь лежал прямо из Цернеца на обзорную вершину Муртарёль (маршрут № 6). После того, как по крытому деревянному мосту я перешел реку Шпёль (Spoel), по дороге а потом по тропе в сторону хижины Чаманна Клуоцца, а затем в сторону хижины Беллависта (Bellavista). Подъем по лесу шел в тумане. Периодически из тумана бесшумно появлялись серны.

Хотел было сфотографировать очередную любопытную белку, но ее вспугнул звонок моего мобильника (пришла SMS-ка от Любимого Начальника, а я забыл отключить звук).

Пока поднимался по лесу, видел тетерева, но он перелетал с места на место и прятался за стволами деревьев. Так что и его не получилось сфотографировать. :-)

Выше границы леса меня заметила «крачла» – кедровка (вообще, птиц по пути попадалось много). Она раскричалась так, что я уж было решил, что все звери в радиусе трех километров (как минимум) разбегутся.

Тропинка дальше пошла по осыпи вдоль гребня к вершине. В хорошую погоду отсюда должны открываться замечательные виды.

Но вот туман немного растащило, открылись виды на Пиц Линард, а потом и на Пиц Куаттервалс и вроде бы даже на Пиц Бернина.

Серны у вершины Муртарёль

Серны у вершины Муртарёль.

Когда вышел на вершину Муртарёль (2579 м), то ниже заметил много серн. Поснимал немного, но погода стала снова портиться. Пошел вниз другой (нижней) тропой. По дороге видел еще несколько серн.

Наблюдал разбросанные по склону 44 каменные противоселевые стены, построенные еще в XIX веке. Впечатляет. Когда спустился до зоны леса, опять начался дождь (не очень сильный). Под дождем вернулся в Цернец, немного отдохнул, перекусил и сходил за продуктами.

А потом отправился на автобусе до Буффалоры. Оттуда прошел пешком до Паркплац 9 (часть маршрута № 16; не понравилось, тропа все время идет вдоль дороги).

На Паркплац 9 я, видимо, как-то невнятно обозначил свое присутствие, и автобус проехал мимо. (Похоже, что, несмотря на все уверения путеводителя, остановки там все же нет: знак отсутствует. Так что лучше сразу идти к Паркплац 8.) До следующего автобуса был еще час, поэтому я прогулялся от Паркплац 9 по полянам через Альп Штабельчод и дальше по лесу до Паркплац 8.

Видел не очень издалека несколько оленей, но для съемок было уже темно.

А когда рядом со мной в темноте леса олень заревел (как-то так: "Р-А-А-О-У", примерно таким тоном, как мычат племенные быки, но только это больше похоже на смесь рычания с волчьим воем, довольно неприятно), то у меня пропало всякое желание знакомиться с ним ближе. :-) Действительно, трубный звук.

Когда пришёл автобус, совсем стемнело, опять пошел дождь. Как же я был рад автобусу. :-)

12.10.2004

Паркплац 8 – Альп Штабельчод. Цернец – Лаутербруннен

В этот день мне нужно было переезжать в Лаутербруннен.

Но утром я хотел еще раз побывать около Альп Штабельчод, все-таки попробовать сфотографировать оленей. Дочь (или жена сына) хозяина гостиницы любезно предложила мне организовать отдельный завтрак в 6:30 в холле гостиницы. Так что я пришел с утра пораньше, постучался к пекарям, и они впустили меня в холл, где уже стоял поднос с едой. Когда я заканчивал завтракать, вернулся с охоты хозяин гостиницы (ему на вид лет 70, но он еще в хорошей форме). Прямо с ружьем и во всей амуниции прошел сразу же в ресторан, начал подготовку к завтраку.

В 7:38 я уже был на Паркплац 8 (довез меня тот же водитель, что и вчера вечером).

Прогулка удалась на славу: был сильный туман, зато мне удалось увидеть пять оленей, а двух оленей даже получилось сфотографировать. Вернувшись обратно в Цернец (опять с тем же водителем), я бегом добежал до гостиницы, схватил вещи, подарил хозяйке традиционную ложку и бутылку водки, и успел-таки на поезд в 9:49. :-)

Олень в долине Валь Штабельчод.

Олень в тумане в  долине Валь Штабельчод.

Далее мне предстоял шестичасовой переезд в Лаутербруннен.

Продолжение следует...

Войдите чтобы комментировать

Copyright © 1999 — 2023 Nickolay Shiryaev. All rights reserved.
Любое использование материалов сайта www.SwissPaths.com (текстов и фотографий) допускается только с предварительного письменного разрешения автора.