SwissPaths. Швейцарскими тропами

• Decrease font size

Zermatt - Церматт'2004

E-mail Печать

Вид на Брайтхорн с Трокенер Штег.

Вид на Брайтхорн с Трокенер Штег

15.10.2004

Когда через 3 часа 46 минут :-) после отправления из Лаутербруннена я приехал в Церматт, там шел легкий снег.

Поселился в гостинице Бинер (3*, завтрак с 7:30 до 10:00; довольно дорогая, зато с сауной и бассейном). Идти куда-либо вроде бы было уже поздно. Тем более, что до вечера мне нужно было определиться с планами на следующие дни и раздобыть снаряжение.

Так что я отправился по магазинам и пунктам проката. Пунктов проката в Церматте несколько, но альтернативы фирме Bayard практически нет, – в воскресенье (а мне пришлось бы сдавать снаряжение в воскресенье) работает только один из их филиалов (напротив вокзала, в том же торговом комплексе, что и COOP). Но у них не было нужной мне модели кошек (хотя они вполне нормально отнеслись к моей идее погулять в имеющейся у меня обуви).

Так что пришлось мне отправиться в магазин InterSport, и, после непродолжительных переговоров, приобрести кошки Charlet Moser S12, легкий ледоруб CAMP Frontier, веревку для самостраховки и карабин Mammut. Кроме того, поговорив с продавцом, я получил подтверждение, что хижина Хёрнли не работает, и канатка до Шварцзее тоже не ходит. Вообще, чтобы идти на Маттерхорн, мне настоятельно рекомендовали взять проводника.

Так что для начала я решил сходить на Брайтхорн (если будет погода), а потом уж решать, что делать дальше.

Совсем напуганный рассказами о страшных сложностях наверху, я приобрел страховку Air Zermatt (30 CHF), а также кучу карт и справочной литературы.

Также я прикупил в COOP продукты на восхождение, в том числе широко разрекламированный напиток Isostar Fast Hydration (несмотря на то, что мой предыдущий опыт общения с подобными напитками был, скорее, негативным: вместо обещанного прилива сил меня чуть не вырвало). Накупив также и очередных подарков, я провел вечер за изучением маршрута, подгонкой снаряжения, и рано отправился спать.

Всю ночь мне снились какие-то кошмары, никак не связанные с горами. :-)

16.10.2004

Кляйн Маттерхорн – Брайтхорн (4164 м)

На сегодня у меня было запланировано тренировочное восхождение на Брайтхорн (4164 м). По описаниям и отзывам я ожидал, что на вершину будет вести утоптанная тропа, а из желающих взойти выстроится очередь. :-)

Вышел я довольно поздно: канатка на Кляйн Маттерхорн начинала работать только в 8:30.

Утро было прохладное (-2 градуса); лес, росший на окрестных склонах, припорошило снегом.

Вид на вершину Маттерхорна ранним утром

К моему ужасу, к станции канатной дороги подвалила толпа (человек 50, а то и все 100) верещащих по-итальянски детей из какой-то горнолыжной школы. Они нагло лезли вперед, а бороться с ними у меня не было ни малейшего желания. Таким образом, я сумел втиснуться, наверное, только в третью по счету гондолу на Кляйн Маттерхорн. Зато когда я вышел из туннеля на ледник, настроение у меня сразу же поднялось: небо было безоблачное, ветер несильный, мороз бодрящий (около -10...-15°C); и даже дети свалили на свои трассы.

А главное, весь маршрут прекрасно просматривался.

К моему глубокому удивлению, никакой очереди впереди меня не было, не было никого и рядом со мной. А я-то так надеялся упасть кому-нибудь на хвост. Но отступать было поздно, поэтому я бодро пошел вперед в гордом одиночестве.

Маршрут начинался вдоль трассы бугельного подъемника, на выполаживающейся части которой (10 минут от выхода из тоннеля) нужно было уйти влево по ходу (примерно в направлении на юго-восток). Далее нужно было практически траверсом обогнуть справа - налево по дуге понижение ледника, где проходит зона трещин, и подойти к бергшрунду под скалами, хорошо выделяющимися посередине склона.

Как только я сошел с накатанной трассы, началось самое интересное: тропёжка по колено! В книгах об этом написано не было. :-)

Напротив, они уверяли, что весь подъем от понижения на линии подъемника до вершины занимает около полутора-двух часов.

Наверное, во мне возобладала вера в печатное слово, иначе как объяснить тот факт, что я сразу же не повернул назад, а тупо начал тропить, прощупывая путь перед собой специально взятой для этих целей палочкой Leki Sport.

Идти было хорошо, не жарко (я напялил на себя все, что можно, да и вещички общим весом 16 кг спину грели, но раздеваться что-то совсем не хотелось). Склон перестал меня прикрывать, а легкий ветерок постепенно усиливался. Несколько раз я проваливался в снег почти "вам по пояс", и даже обнаружил пару нешироких трещин, которые успешно обошел.

Так, с неспешной тропёжкой, я подошел к засыпанному снегом бергшрунду под скалами. Отсюда подъем на вершину возможен двумя путями: более короткий - влево по ходу с набором высоты и выходом на гребень в районе 4100, и далее по гребню к вершине, либо уйти вправо - вверх по несколько более крутому, но менее посещаемому (как пишут в книжках) склону, опять же с последующим выходом на гребень, ориентируясь на его понижение примерно 4075...4090 м. Я выбрал правый путь, поскольку он обещал мне большую защиту от все усиливавшегося ветра. Подъем проходил по снежно-фирновому склону крутизной около 30 градусов. Пару раз встречались горизонтально идущие трещины. Внизу, на пологой части ледника, я увидел две группы людей, идущих по моим следам. Где же вы были раньше, спортсмены?

Примерно в 12:50 я был в мульде на понижении гребня. Здесь я все-таки решил бросить рюкзак с едой, штативом, и так и не надетыми пока кошками. :-)

На вершину пошел только с ледорубом, палочкой, а также с двумя фотоаппаратами и четырьмя объективами. :-)

Погода все ухудшалась, поэтому после короткого отдыха я пошел наверх. Подъем шел практически по гребню (периодически немного спускаясь на южную сторону). В верхней части под гребнем преобладает плотный фирн, иногда попадались выходы льда, которые я успешно обходил.

И вот примерно в 13:15 я дошел до высшей точки гребня. GPS в моем PDA показывал высоту 4170 м (против официальной высоты 4164 м). Сегодня я был первым и, похоже, единственным покорителем Брайтхорна.

...И только я вылез на снежный, примерно метр шириной, гребень, как у меня зазвонил мобильник. :-)

(Как выяснилось позже, это звонила Наташа Крыкина, так что она может точно сказать, когда я вышел на вершину. :-) ) Но телефон был закопан у меня очень глубоко, поэтому отвечать я не стал. К тому же ветер довольно ощутимо усилился (я бы сказал, метров до 15-20 в секунду) и меня стало потихоньку сдувать с вершины. В связи с этим я отказался от посещавших меня ранее бредовых мыслей о постановочных съемках, и быстро отщёлкал несколько кадров. При этом я (традиционно) умудрился потерять и почти сразу найти наглазник от 645 камеры.

После этого я почти бегом спустился обратно к мульде.

Уже вытащил из рюкзака штатив, чтобы запечатлеть себя, любимого, во всей героической красе, но, подняв глаза к горизонту, тут же засунул его (штатив) обратно в рюкзак. Буквально за пару минут из-за склонов натащило очень даже неприятные облака. Так что я решил наплевать на фотографии, и рвать когти, пока не поздно.

Когда я спустился до бергшрунда, навстречу мне вышла пара американцев. Они были обвешаны с ног до головы железом, и шли по моим следам, проваливаясь по колено, в кошках! Зато они почему-то не связались, хотя на рюкзаке первого болталась бухта красивой основной веревки.

Американцы спросили меня, был ли я на вершине, как там вообще наверху, и за какое время они туда дойдут. Я сказал, что за час они по моим следам, наверное, дойдут, но снег очень рыхлый. Да и погода... При этом я выразительно посмотрел на небо, которое затягивало прямо на глазах. Но ребята оказались упорные, и поползли вверх. К моему удивлению, шли они явно не быстрее меня. Я же продолжил спуск, и уже почти у выхода на пологую часть встретил группу из четырех человек, шустро набиравших высоту на скитурах.

Поглядев вперед, я обнаружил, что по пологой части эти ребята пилили по моим следам.

Постаравшись быть "хорошим спортсменом" я решил не портить их лыжню, а пошел рядом. Начало сильно мести, видимость резко упала, а лыжня была прекрасным ориентиром (кроме того, для ориентирования у меня были еще компас, карта и GPS в PDA).

Шлось все-таки довольно тяжело, поэтому через полчаса я плюнул на приличия, и пошел по лыжне (в конце концов, это они первыми мою тропу испортили).

И вот впереди стали видны опоры подъемника. Я решил немного подкрепиться, съел аскорбинку с глюкозой, курагу и запил это дело изостаром. Не знаю от чего из съеденного и выпитого, но сил ощутимо прибавилось (может быть от того, что я пять минут отдыхал? ;-)) С удвоенной энергией я медленно побрел к твердой дороге (лыжня не помогала, проваливался так же глубоко).

И когда до накатанной части оставалось всего метров сто, меня обогнали лыжники – у ребят хватило ума вернуться.

...Какое же это было наслаждение – выйти на укатанный ратраками снег. Дальше я пошел "с песнями".

Иней на плато около Кляйн Маттерхорн

И тут мне неожиданно стало плохеть по тому же сценарию, что и после прошлого употребления чудесного энергетического напитка (в том, это именно из-за него, я уверен почти на 100%). Но я твердо решил не поддаваться, и без потерь спустился вниз. Только войдя в теплую кабину канатки, я понял, как же я замерз и устал. А туристы глядели на мое вымазанное белым кремом лицо, красный нос, облепленные снегом до середины бедер штаны и улыбались. И я им улыбался. :-)

В итоге, подъем занял у меня около 4 часов, а спуск – почти 2 часа. Одно из двух: либо я совсем медленно хожу (что не исключено), либо описания пишут без учета тропёжки по колено в снегу. :-)

Вернувшись в гостиницу, я принял горячий душ и завалился спать. Из приятного забытья меня вырвал звонок телефона: Витя Прохоренков передавал приветы и поздравления от ребят со слета. Звонил он уже не в первый раз. :-)

Так вот и прошел этот насыщенный событиями день. Вот только свежекупленные кошки я так и не обновил. :-)

17.10.2004

Риффельальп. Трокенер Штег

После вчерашней прогулки, учитывая, что и канатка до Шварцзее не работает, стало ясно, что на Маттерхорн можно и не собираться. Поэтому я решил посвятить этот день прогулкам в окрестностях Церматта. Для начала я съездил на поезде в 7:10 в Риффельальп (2211), с целью поснимать восход. Но, хотя было и не жарко (-6 в Церматте), видов особых не было: небо было затянуто облаками. Может быть, я поднялся недостаточно высоко? Зато в лесу летало множество кедровок (на дистанцию, подходящую для фотосъемки они к себе не подпускали). И когда я уже совсем возвращался, то прямо у станции видел белку. Так что прогулка получилась интересная.

Позавтракав, я узнал, как обстоят дела с возможностью регистрации багажа на авиарейс прямо в Церматте, а потом отправился гулять вдоль по главной улице. Накупив очередной мешок подарков, я отправился в Трокенер Штег (2939), чтобы попытаться сделать снимки Маттерхорна с большей высоты (тем более, погода вроде бы как стала налаживаться). Но, когда я туда добрался, погода была так себе. Но мне все же удалось сделать несколько снимков Брайтхорна, а с помощью милой семейной пары с ребенком даже сняться на фоне горы (мой штатив был уже упакован в багаж).

Покончив с официально-протокольной частью, я вернулся в Церматт и сдал багаж. Багаж-то у меня взяли, а вот на рейс не зарегистрировали. Аэрофлот, блин. :-(

Небо еще сильнее затянуло облаками, пошел снег, неожиданно сквозь него проглянуло солнце.

Всю вторую половину дня я провел в разложении и переписке.

18.10.2004

Церматт – Цюрих – Москва

Рано утром я распрощался с Церматтом (забросив предварительно, как обещал, пару монеток в реку). С первым поездом с 5:45 я отправился в Цюрих.

Пока ждал пересадки в Бриге, полюбовался прекрасным розовым восходом над горами.

Даже в чистом Бриге в воздухе уже ощущалась загазованность. Я подумал, как же я буду жить в Москве?

Через 5 часов после выезда из Церматта я был в аэропорту. Регистрация на рейс прошла без проблем, и я отправился тратить остатки денег в магазинах дьюти-фри.

Самолет был полупустой, вот только основную часть пассажиров составляли большей частью хамоватые спортсмены-хоккеисты. После приземления они также нагло пытались без очереди пройти пограничный контроль. Все-таки хамское поведение наших соотечественников не перестаёт меня огорчать. Пока мы так будем вести себя, никто нас уважать не будет. :-(

Но вот я и на Родине. Опять дождь, безумные цены таксистов в аэропорту, набитые битком маршрутки. Как хорошо вернуться домой. :-)

[Еще немного фотографий из этой прогулки по Швейцарии Вы можете посмотреть в фотогалерее.]

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, Вы не зарегистрированы на сайте.

Коротко

Материалы по фотографии и горным походам переехали на сайт www.nickolays.com.

Книги и путеводители

Бернский Оберланд - Berner Oberland - Bernese Oberland
Бернский Оберланд
В фокусе:
регион Юнгфрау
Николай Ширяев

Швейцарский Национальный парк - Swiss National Parc - Schweizerischen Nationalpark - Parc Naziunal Svizzer