SwissPaths. Швейцарскими тропами

• Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
SwissPaths.com Путевые заметки Швейцария'2002 Il Fuorn - Швейцарский Национальный парк. Окончание 2002

Il Fuorn - Швейцарский Национальный парк. Окончание 2002

E-mail Печать

Очередной сурок в долине Val Trupchun.

7 июня 2002 г.

Целью нашей сегодняшней прогулки были долины Валь да Штабельчод (Val da Stabelchod) и Валь даль Боч (Val dal Botsch), маршрут 17. До них можно добраться на почтовом автобусе по шоссе, ведущем через перевал Офенпасс (остановки Parkplatz 7, Parkplatz 8 или Parkplatz 9). Но сначала нам было нужно подготовиться к прогулке: мы должны были подобающим образом экипировать мою спутницу. Поэтому с утра мы отправились в спортивный магазин, и приобрели замечательную курточку и легкие ботинки с хорошим протектором. После посещения магазина мы быстро прибежали на вокзальную площадь, откуда отправлялся нужный нам почтовый автобус.

Поскольку в почтовых автобусах также действует Swiss Pass, мы не беспокоились о билетах. Только нужно было предупредить водителя, чтобы он сделал остановку в нужном нам месте. Дорога шла вдоль долины реки Шпёль (Spoel), с крутыми обрывами и зрелищными видами. Автобус сделал всего несколько остановок: у поворота шоссе в туннель, ведущий в Италию, и у гостиницы Иль Фуорн (это одно из двух мест, где посетители парка могут заночевать на территории парка). Около Иль Фуорна (1794 м) на лугах часто пасутся серны (мы видели парочку), а по ночам на окрестные поляны приходят благородные олени (местные жители говорят, что одновременно можно наблюдать до пары десятков оленей).

У парковки номер 8 (1887 м) мы вышли из автобуса, порадовались тому, что дождь закончился, и пошли по тропинке в глубь парка. Вдоль тропинки периодически попадались информационные щиты, рассказывающие о парке. В качестве гида выступала забавная птица кедровка - "Крачла", являющаяся символом Национального парка.

Лес скрадывал звуки, и уже метрах в пятидесяти дороги не было слышно. Хотя, по словам егерей заповедника, в сезон отпусков машины идут по шоссе непрерывным потоком, и переход на другую сторону может быть проблематичным.

Мы прошли всего метров сто, как вдруг подняли с лёжки зайца, отдыхавшего буквально в нескольких метрах от нас. Дальше было еще интереснее. Неспешно идя по влажному сосновому лесу в полном одиночестве, мы вышли к полянам на границе леса. Здесь, недалеко от хижины Alp Stabelchod паслась пара серн. При нашем приближении они неспешно скрылись в лесу. Поднявшись выше по долине Val da Stabelchod, мы вышли из зоны леса и сразу стали объектом внимания стаи альпийских галок. Альпийские галки живут дружными стаями (можно сказать, интеллектуальным сообществом :-) ), наблюдают друг за другом, и если одна галка обнаружила что-нибудь интересное, остальные сразу же слетаются к ней.

Мы хотели пройти перевал и, сделав кольцо, выйти по долине Val dal Botsch к шоссе у парковки номер 7. Поэтому мы не стали задерживаться около галок, и, периодически наблюдая серн, по серпантину тропы поднялись на перевал Маргунет (Margunet, 2328 м). Ура!

Полюбовавшись видами с перевала, мы продолжили наш маршрут в долину Val dal Botsch. Спуск с перевала местами проходил даже по снежнику. А тут еще поднялся ветер. Стало холодновато, и мы стали спускаться довольно быстро. После того, как мы спустились к реке, перед нами встала ещё она проблема: нам был нужно переправиться на правый (ор.) берег. Воды было довольно много, а вот моста не было. Но мы все-таки переправились, даже не замочив ног.

Долина Val dal Botsch менее гостеприимная, чем долина Val da Stabelchod, и довольно сильно разрушена эрозией. Там, где по голым склонам сходили лавины, сосновый лес был поломан, как простые спички. Удручающее зрелище.

Но ниже долина обильно заросла густым лесом, и мы неспешно шли по нему, периодически вспугивая оленей (ну раза два точно вспугнули :-))

Так неспешно мы дошли до шоссе у парковки 7 (1878 м), пересекли шоссе и продолжили путь к Иль Фуорну вдоль берега реки Ova dal Fuorn. Недалеко от Иль Фуорна мы сделали очередной привал, и наслаждались видами ожидании автобуса в Цернец.

Вернувшись в Цернец, мы отправились в офис Национального парка. Там мы прикупили сувениров, презентовали госпоже Денот сувениры из России, а взамен получили замечательную сумочку с символикой парка и красивый большой календарь. При этом я заболтался с госпожой Денот, и чуть не забыл расплатиться за часть покупок. Но она оказалась гораздо более бдительной, чем я, и не допустила такого безобразия. Как же мне было стыдно! Наверное, я покраснел до корней волос. Но, вроде бы, расстались мы хорошо.

После посещения офиса парка мы решили разведать маршрут на следующий день, и отправились на окраину Цернеца, к мосту через реку Шпёль (Spoel). Но, как только мы пересекли реку, так сразу же наткнулись на плакат, оповещающий о том, что дальше идти нельзя, идут стрельбы. Оказывается, после 18:00 данная местность используется как тир для охотников и резервистов. Какой простой способ борьбы с теми, кто решил задержаться в парке дольше положенного, решили мы. :-)

8 июня 2002 г.

Наутро, посмотрев на погоду и оценив свои силы, мы решили еще раз съездить в С-чанф (или, если Вам так больше нравится, в С-шанф). Предварительно мы еще раз посетили магазин одежды, и купили Гале красивую кофточку.

Погода была лучше, чем в прошлое наше посещение С-чанфа, и мы быстро дошли до леса. Галя привыкала к новой обуви, и часть подъема по полю к лесу шла спиной вперед. Говорила, что так ей удобнее. :-)

Не доходя до границы заповедника, мы заметили ниже тропы нескольких оленей. Но подобраться близко к ним мы не смогли, - навстречу нам с шумом выбежала толпа спортсменов. Любители здорового образа жизни, блин.

В этот раз в парке мы опять любовались сернами и сурками. В лесу некоторое время впереди нас перепархивал с места на место тетерев. А выше зоны леса (в этот раз мы поднялись почти до снега) мы наблюдали множество ибексов (горных баранов) и буквально вездесущих сурков. А в небе довольно долго парил бородач-ягнятник (этих птиц в 1991 году вернули в Национальный парк после практически столетнего отсутствия, и они хорошо реакклиматизировались).

Мармотки играют...
"Мармотки" играют...

Выше хижины Alp Trupchun моя зоркая спутница заметила ибекса, который запутался рогами в маскировочной сети наблюдательного поста егерской службы парка. Поскольку с тропы мы сходить не могли, то решили по возвращении в Цернец сообщить о бедном ибексе егерям. (Мы действительно потом сообщили им, и нас успокоили, что все нормально, ибекса спасли. Вообще за всё время пребывания в парке мы ни разу не видели егерей, но наблюдение за парком ведется постоянно, в том числе с использованием стационарных видеокамер.)

Но время поджимало, и до границы с Италией мы не дошли. По дороге назад мы любовались цветами, пугали очередных коз, в общем, наслаждались жизнью.

Прогулка в долине Val da Stabelchod.

9 июня 2002 г.

Это было наше последнее утро в Цернеце. Сегодня мы должны были переезжать в Берн. Но до обеда у нас было время, и мы решили напоследок посетить Национальный парк. И мы опять отправились в долину Val da Stabelchod. Погода была уже привычная: накрапывал дождь. Но мы все-таки немного погуляли, и даже встретили, несмотря на дождь, нескольких птиц, коз и сурков. Прощание с парком убедило нас в необходимости обязательно вернуться в эти замечательные места.

Но время отъезда неумолимо приближалось, и вот мы погрузились в поезд, и отправились в наш следующий базовый пункт – любимый Берн.

Продолжение следует...

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, Вы не зарегистрированы на сайте.

Коротко

Материалы по фотографии и горным походам переехали на сайт www.nickolays.com.

Книги и путеводители

Бернский Оберланд - Berner Oberland - Bernese Oberland
Бернский Оберланд
В фокусе:
регион Юнгфрау
Николай Ширяев

Швейцарский Национальный парк - Swiss National Parc - Schweizerischen Nationalpark - Parc Naziunal Svizzer